Из России ушли такие мировые бренды как Marriott, Hilton, Hyatt. Как живет гостиничный бизнес без этих крупнейших операторов?
Эксперты аналитических агентств рассказали, что ничего существенного без них не произошло. Данные компании были включены в международную систему бронирования, поэтому сразу же возникли проблемы. Однако потом ситуация «выровнялась». Сейчас без проблем можно забронировать номер онлайн в любой гостинице России.
Ушли – но не совсем
Несмотря на то, что иностранные операторы работали в России, сами здания им не принадлежали. Зарубежные компании обычно ищут инвесторов и предлагают им франшизу. Международная корпорация подписывает договор с владельцем здания и в ее обязанности входит обустройство отеля, сервис, управление, менеджмент, обеспечение стандартов бренда. Именно поэтому, когда зарубежные операторы ушли, гостиницы продолжили свою работу.
Некоторые из отелей просто сменили название или вернули прежнее. К слову, сервис в гостиницах остался практически тот же самый. Единственное, что огорчило: отели перестали сотрудничать с международными сервисами бронирования. Из-за этого была утеряна часть клиентов, однако гостиницы постепенно наверстали турпоток до прежнего уровня.
Чтобы качество обслуживания клиентов не ухудшилось, было создано несколько рабочих групп. К сохранению сервиса в гостиницах отельеры подошли серьезно.
«Нашей главной целью является создание нового эталона роскоши под наименованием «ультралюкс». На нас смотрят другие отельеры, не должно быть никаких ошибок. Раньше был только один стандарт, сейчас же мы ориентируемся на весь мир, берем только лучшее от других международных сетевых операторов. Таким образом, мы не только сохраняет уровень обслуживания, но и делаем его лучше, чем раньше», – рассказала А. Леоненко, генеральный менеджер по вопросам сохранения стандартов сервисов.
В прошлом году компания «Система» выкупила 10 гостиниц Radisson на территории России. Все они были переименованы. Некоторые же международные сетевые операторы ушли с российского рынка, но обещали вернуться. Именно поэтому они не спешат расставаться со своими активами и даже разрешают пользоваться их брендированными материалами. Например, отели в Белокаменной и Питере Four Seasons Hotel Moscow перешли под управление владельцам зданий. Компания разрешила оставить название и логотипы. Иностранные бренды уверены, что санкции рано или поздно будут сняты, и они вернуться на перспективный рынок РФ.
Другая сторона медали
Эксперты утверждают, что в такой ситуации есть и положительные характеристики. Владельцы зданий рассказали, что теперь у них будет меньше расходов на содержание отелей, ведь раньше необходимо было платить за франшизы. Также исчезла комиссия для иностранных компаний за предоставление услуг удаленного бронирования. С отелей сняли все ограничения, которые раньше накладывались иностранными корпорациями и санкциями.
Теперь гостиницы сотрудничают с отечественными системами бронирования и некоторыми зарубежными. Их услуги обходятся намного дешевле, что отражается и на стоимости номеров. Комнаты стали доступнее для населения.
«Раньше около 80% номеров бронировали через иностранные сервисы, в итоге нам приходилось платить им около 25% комиссии от стоимости апартаментов. Сейчас у нас их арендуют напрямую, что позволило снизить цену за апартаменты и увеличить посещаемость гостиниц», – рассказали сотрудники 101Hotels.
В настоящее время гостиничному бизнесу помогает правительство. После глобальных санкций против страны для отелей убрали НДС на 5 лет. Благодаря этому, сроки окупаемости инвестированных в отели средств сократились. Также повысилась эффективность гостиниц, примерно на 25%.
Куда ушел Marriott и прочие?
Мировые бренды массово уходят из России, однако сами отели остаются, но уже с другими владельцами. По словам эксперта, качество сервиса у них не изменилось. Сетевые компании все больше стали осваиваться в других странах СНГ. Новые отели открываются в Казахстане, Армении, Азербайджане, Узбекистане и т. д.
Сетевой оператор Accor вместо России решил обосноваться в Центральной Азии и на Южном Кавказе. Новые отели строятся повсеместно, в них предлагаются номера различной степени комфортности. В столице Азербайджана открывается огромный комплекс Mercure Baku City, который выполнен в современном стиле, но при этом сочетает в себе национальный колорит страны. Гостиница считается элитной, она расположена в сердце города среди главных достопримечательностей страны. Так, в Баку открывается огромный отель Movenpick Winter Park Baku. Здесь предусмотрены номера только премиум-класса.
На киргизский гостиничный рынок зашли сразу несколько крупнейших международных компаний Hyatt, Sheraton, Wyndham Worldwide и Novotel. Они открывают свои отели преимущественно в Бишкеке. Чаще всего в гостиницах номера премиум-класса, пентхаусы. Сейчас столица Киргизии активно развивается, поэтому нуждается в большом количестве элитных бизнес-апартаментов. В Беларуси также открылось несколько небольших отелей.
Вернутся ли они?
В условиях сложной геополитической обстановки, постоянных санкций очень сложно делать прогнозы на будущее. Пока неизвестно, чего ждать от гостиничного бизнеса. Однако в целом эксперты делают благоприятный прогноз.
Проблем с бронированием пока нет, наращивается внутренний туризм. Крупные международные операторы ушли, но при этом на их месте появились новые небольшие игроки, которые имеют одну или несколько гостиниц.
Популярностью пользуется средний ценовой сегмент отелей с наиболее доступными ценами и качественными условиями проживания. Что будет дальше, время покажет. Пока что никаких конкретных прогнозов нет.