При планировании и реализации какого-либо проекта по строительству жилой, коммерческой, торговой недвижимости зачастую необходимо расчищать территорию и сносить старые здания. Если это какая-то старинная значимая постройка, архитекторы, историки, градозащитники пытаются сделать все возможное, чтобы ее не тронули. Бизнесу же нужна выгода. Именно поэтому им легче снести здание, чем его реконструировать или адаптировать под новые ТЦ, БЦ или ЖК.
Администрации города нужна красивая картинка, чтобы стояли современные и элегантные фасады, а застройщики и бизнесмены при этом платили налоги. Потребителям же необходима удобная, функциональная и комфортная недвижимость. Компромисс между застройщиками, властями, потребителями, историками и градозащитниками иногда найти очень сложно. Здесь нужна особая девелоперская культура.
Аналитики подготовили список инфраструктуры, которая не устояла в 2023 году, навсегда исчезла с карты Москвы.
Пакгаузы Николаевской железной дороги
Еще в 2021 году было запланировано строительство крупнейшего транспортного узла на базе Ленинградского и Ярославского вокзалов. Проект предусматривает строительство интегрированной платформы на 3 центральных диаметра – МЦД-2, 4 и 5. Также будет запущено строительство огромного терминала высокоскоростного ЖД-пути, который должен соединить Москву с северной столицей РФ.
Реализации данного проекта помешали старинные пакгаузы, сделанные из красного кирпича много лет тому назад. Эти здания появились еще во времена строительства Николаевской ЖД. Они были частью инфраструктуры товарного участка. Кроме пакгаузов, дополнительно могут снести паровозное депо и нефтеоткачку, которые находятся на втором конце будущей высокоскоростной магистрали в Питере. Эти здания невозможно оставить, поэтому их сносят для строительства новых ЖД-путей.
Доходный дом Франка
На Большом Кисельном переулке, который соединяет Лубянку и Рождественку, регулярно происходят какие-то события. Они дают богатую пищу для размышлений. Здесь девелоперы постоянно сносят «старую» застройку, уничтожая памятники архитектуры, которые могли бы стать культурным наследием для столицы.
Началось все с XVIII века, когда Голицын захотел себе построить большую усадьбу, искал для этого подходящее место в Москве. Тогда в Кисельной слободе снесли почти все дома предшествующего поколения застройки.
В XIX веке переулок вновь потерпел значительные изменения, был переделан. Здесь снова убрали старые здания и построили новые, включая фабрику Фаберже. Однако и она долго не устояла, новое поколение градостроителей вместо завода по производству ювелирных изделий решило построить огромное здание» Службы специальной связи и информации». В начале XX века в переулке уже решили возвести многофункциональный комплекс, который принадлежал компании «М. Франк и Ко».
Новая фабрика была самой крупной в России по производству стекольной продукции. Ее здания построены при участии архитектора Л. Кукешева, который является хедлайнером русского модерна. Первые два из шести этажей многофункционального комплекса было отведено под торговые площади. Часть производственных мощностей также находилась на нижних этажах. Позже выпуск стекольной продукции закрыли, в здание переехали чекисты.
Изначально они сделали здесь казарму, после этого в бывшем многофункциональном корпусе открылась ведомственная школа. Последние 10 лет здание было заброшено. Оно стояло никому не нужное с полностью разбитыми стеклами. Это весьма иронично, учитывая то, какую продукцию здесь выпускали. Начиная с 2021 года, началась ликвидация здания, а в 2023 произошел полный его демонтаж. Сейчас здесь строится элитный ЖК на 147 квартир, 277 машиномест и 0,9 тыс. кв. м. коммерческой недвижимости.
Комплекс зданий страхового общества «Жизнь»
Он был построен в далеком 1835 году. Можно сказать, что этот комплекс зданий действительно исторический, представляет какую-то культурную ценность. Общество «Жизнь» сыграло большую роль в развитии отечественного страхового бизнеса, поэтому многие градозащитники были против сноса построек, которым через 10 с лишним лет 2 века.
На месте родоначальников страхования бизнеса и жизни в Москве построится новый ЖК от компании Sense. Проект возводится по концепции ultra-high level, что в переводе означает «сверхвысокий уровень». Из четырех комплексов «Жизни» осталось только одно, в котором до революции были трактиры, лавки, номера для ночлега и лечебница. На месте троих старинных зданий теперь строят элитное жилье.
Крыло главного корпуса суконной мануфактуры «Йокиш»
Еще в 2022 году компания «РГ-Девелопмент», которая занимается возведением крупного жилого комплекса «Михалковский», заявила: готова отреставрировать старинные постройки, находящиеся на территории ЖК. Это здания суконной макулатуры, которые когда-то принадлежали семье Йокиш. Когда к власти пришли большевики, на этом месте была открыта фабрика им. Петра Алексеевича. На ее территории изготавливали тонкое суконное полотно.
Застройщик восстановит сушильный корпус, впоследствии его переделают под детский сад. Также будет реконструирована контора бывшей фабрики, где находился рабочий кабинет купца Йокиша.
Об этом рассказал заместитель мэра столицы РФ по вопросам строительства. По его словам, удалось сохранить значимые для города объекты, однако не полностью. Уже к осени прошлого года комиссия разрешила снос главного корпуса, состоящего из четырех этажей. Это здание было спроектировано прямо перед началом Октябрьской революции. Можно сказать, что Москва в прошлом году лишилась одного из зданий, которое могло бы быть культурным наследием.
Корпус Ходынской радиостанции
Как известно, в 1914 году Российская Империя вступила в страшную войну. Армии РИ нужно было новое бесперебойное и оперативное средство связи с союзниками. Противники постоянно перерезали телеграфные провода, которые пролегали по дну Балтийского моря. Тогда военные решили внедрить в армии радио, которым пользовались некоторые другие государства. Всего за 3 с половиной месяцев была обустроена вся необходимая инженерная и техническая инфраструктура. Необходимые постройки расположились на Ходынском поле, которые оставались целыми по сей день.
Один из корпусов, построенный из красного кирпича с ленточными оконными проемами в 2023 пришлось снести. На Ходынском поле началось строительство нового жилого комплекса на 350 квартир с паркингом на 171 место и 50 апартаментами. Данный проект многоэтажного здания называется «Крост», из-за него пришлось снести старинное здание с большой историей.
Корпуса завода «Союз» («Ф. Байер и Ко»)
Многие градозащитники считают, что самой крупной потерей для города в 2023 стал снос завода по ремонту авиамоторов «Союз». Было демонтировано 17 корпусов, которые простояли более века, стали настоящими памятниками архитектуры. К сожалению, эти здания не признали культурным наследием, поэтому их снесли. Завод строился по проекту архитектора А. Остроградского. Корпуса в то время получились довольно привлекательными с обилием декора.
Еще никогда в Москве не проводился такой масштабный снос зданий старинной застройки. Для многих историков это стало целой трагедией. Вместо завода здесь теперь возведут элитный жилой комплекс под названием Luzhniki Collection. Стоит отметить, что одно здание уцелело, просто оно относится к другому участку. Промышленные объекты в этой местности стали возводить еще в XIX веке, когда В. Столяров открыл предприятие по выпуску красок.
Позже актив выкупил немецкий инвестор, здесь основался знаменитый на всю Россию химико-фармакологический концерн. Позже на заводе выпускали взрывчатку, затем ремонтировали авиамоторы, делали запчасти для самолетов. Предприятие назвали «Союзом» в 1960-ых годах, когда здесь уже было полноценное конструкторское бюро.
Рогожская тяговая подстанция №1
Данное здание было сделано в стиле постконструктивизма, которых очень мало в Москве. В прошлом году летом решили снести тяговую подстанцию №1. Она была расположена на Московско-Курском железнодорожном направлении. Эта подстанция строилась еще до войны в начале 30-ых годов прошлого века. С ее помощью электрички снабжались постоянным током, преобразовывая его из переменного. На подстанции были установлены цилиндрические выпрямители тока.
Для обслуживания подстанции стояла башня с окошками в виде иллюминаторов. Конструкция всего узла была довольно интересной формы – в виде поршневого двигателя. При передвижении через эту подстанцию у пассажиров перед глазами возникал анимационный эффект движущегося рядом локомотива.
«Она должна была стать историческим объектом культурного наследия. Подстанция не заслужила, чтобы ее снесли, но видать такова судьба», – рассказали в «Архнадзоре».