В настоящее время на территории России довольно непростая экономическая обстановка. После ввода санкций и ухода с российского рынка мировых сетевых торговых брендов спрос на площади в ТЦ сильно просел. В последнее время ситуация на рынке коммерческой недвижимости стала выравниваться. В основном это из-за того, что многие ушедшие компании заменили другие. Пока консультанты по торговым площадям рассказывали про реструктуризацию международных брендов, региональные ТЦ самостоятельно подобрали правильный баланс арендаторов для своих площадей.
Для примера можно взять торгово-развлекательный комплекс «Горизонт». Его посещают многие жители юга России. ТРК в своем центре создал идеальный баланс зарубежных и отечественных брендов. Необходимо более подробно узнать, как ему это удалось и что для этого надо, а также выяснить, что нужно арендаторам.
Ротация и трансформация
Как известно, за последние несколько лет российский рынок покинули многие иностранные бренды из так называемых «недружественных» стран. Однако на замену им пришли новые компании, которые впервые начали торговать на территории России. В большинстве случаев это турецкие бренды, есть еще итальянские и белорусские. По оценкам экспертов, около 72% новых игроков на рынке торговли в России занимаются реализацией одежды, обуви и аксессуаров. Далее идут товары для дома, а затем детские вещи.
Кроме того, уже сейчас известно, что несколько десятков новых иностранных брендов планируют прийти в Россию в нынешнем году. Сейчас они находятся на стадии переговоров, конкретные даты еще не согласованы. Российские бренды также не остались в стороне, в условиях международных санкций они начали активно развиваться. Деятельность некоторых производителей существенно расширилась. В торговых центрах Москвы и регионов все чаще можно встретить новые отечественные и зарубежные бренды, которые предлагают огромнейший ассортимент продукции.
Небывалый подъем российских производителей
В торгово-развлекательном комплексе «Горизонт» есть большой выбор товаров как от отечественных, так и зарубежных производителей. По заявлениям руководителей ТЦ, российские покупатели все чаще стали выбирать продукцию компаний из России. В прошлом году появилось много новых брендов, которые выпускают товары, по качеству не уступающие иностранным аналогам. Так, в ТЦ открылся крупнейший магазин LIME площадью 2000 кв. м. В нем продается одежда для людей всех возрастов.
Также появился новый бутик 12 STOREEZ с очень интересными модными мужскими и женскими коллекциями. В комплексе открылось много небольших как брендовых, так и мультибрендовых торговых точек. В прошлом году существенно расширилась деятельность компании «Мэлон Фэшен Групп». Она запустила новые проекты и увеличила площади старых торговых объектов.
Расширила свою деятельность и местная региональная компания, которая занимается производство детской, теперь уже и женской одежды…
«DNK kids имеет довольно интересный слоган: «Чей ребенок лучше одет». На его основе и осуществляется деятельность компании. Фирма не стала выпускать банальные вещи для детей, которые слишком нежные и наивные на вид. Компания решила отойти от традиционных устоев и начала производить более дерзкую, модную одежду для детей. К слову, это очень помогло развитию бренда. Производитель делает из своих магазинов настоящие салоны красоты, в них можно провести фотосессию, пройтись по подиуму в нарядах. Фирма расширила свою деятельность, поэтому теперь в бутиках продается и взрослая одежда», – рассказала менеджер компании DNK kids М. Васильева.
Увеличение количества зарубежных брендов
В «Горизонте» очень много иностранных брендов – как старых, так и новых. На смену бутиков международного сетевика INDITEX пришли компании из Ливана, заняли их площади размером от 535 до 3500 кв. м. Турецкая компания Eroglu Holding также открыла свой новый флагманский магазин, уже второй по счету.
«Наша компания работает под лозунгом «Будь смелым!». Это своего рода призыв к действию для покупателя, подразумевающий: не стоит носить банальные вещи, нужно экспериментировать и надевать яркие наряды. Наша компания занимается реализацией модной молодежной одежды. Всего в России у нас 17 магазинов, 2 из них находятся в «Горизонте». В нынешнем году мы продолжим наращивать свои позиции на рынке торговли РФ», – рассказала одна из руководителей турецкой компании Л. Челибеева.
Проведена реконструкция многих итальянских брендов, которые уже давно присутствуют на рынке РФ. Они увеличили свои площади и ассортимент продукции. Также в ТРК появились новые бренды – Karl Lagerfeld Jeans и ICEBERG – Ice Play.
«В прошлом году мы обновили дизайн своих торговых бутиков. Это было необходимо, чтобы следовать модным тенденциям. Ведь нельзя продавать современную одежду в «старом» интерьере», – рассказала управляющая фирмы Fashion Buro С. Смыкова.
Что касается обуви, то в ТРК также появилось несколько иностранных брендов. В ближайшее время планируется открытие магазина Love Moschino.
Гордость сегментов
Что касается аксессуарной группы, в торговом центре еще прошлым летом открылся магазин косметики и парфюмерии Molecule. В нем представлены товары от известных мировых производителей, есть авторские изделия. Выбор аксессуаров просто огромен, предложений множество. Также в центре есть бутик с парфюмерией и косметикой от российского производителя ESTEL.
В «Горизонте» реализуются украшения, эксклюзивные часы как от отечественных, так и зарубежных производителей. От России в комплексе представлены заводы «Нефрит», «Ника», Adamas. В центре есть и мультибрендовый магазин, где собраны украшения и часы практически со всей Европы.
Что касается товаров для спорта и туризма, в центре есть несколько крупных магазинов, в которых представлена продукция многих известных отечественных и мировых брендов. Бутик StreetBeat занимает площадь в 422 кв. метров, а SuperStep – 450 кв. м. По слова руководителя последнего мультибрендового бутика, их магазин – это сникер-проект без шаблонов. На полках торговой точки представлена редкая обувь из коллекций зарубежных брендов. Люди, которые разбираются в коллекционных кроссовках, придут именно сюда. Здесь можно найти уникальные вещи, их подбирают специально и привозят со всего мира.
Некоторые международные торговые сети в условиях санкций провели ребрендинг, остались в России. Так, например, Reebok стал Sneaker Box, а Puma – Amazing Red. Это произошло и со многими другими известными мировыми брендами, которые «как бы ушли, но как бы и нет». В центре появилось большое количество новых отечественных брендовых магазинов, которые по качеству реализуемых товаров не уступают мировым аналогам.
Что касается детских товаров, то в «Горизонт» также пришли новые отечественные и зарубежные производители. Торговые площади для игрушек, одежды, обуви для мальчиков и девочек небольшие (в среднем по 100 кв. м.). В нынешнем году в комплексе откроется крупнейший проект от итальянского производителя товаров для детей ALESSANDRO BORELLI.
«Мы открываем новый магазин от мирового бренда, известного на весь мир. Здесь будет полный ассортимент товаров от производителя, а также совершенно новые коллекции одежды для самых маленьких и детей до 12 лет. На торговых площадках можно будет приобрести качественные куртки, пижамы, ботинки, пуловеры, аксессуары и многое другое. Кроме того, в магазине будут нарядные и маскарадные костюмы для детей. Что касается ALESSANDRO BORELLI, это итальянский бренд, у которого русская душа.
Продукция компании пользуется большой популярностью в России. Секрет успеха бренда ALESSANDRO BORELLI заключается в том, что дизайнерам удалось адаптировать свои коллекции под запросы именно российских покупателей. При этом итальянская темпераментность и стиль у одежды остались. Магазин европейской производителя распахнет свои двери уже ближе к лету нынешнего года. В магазине от бренда можно будет полностью одеть ребенка независимо от сезона», – рассказала Е. Оксана, акционер магазинов итальянской одежды.
Что касается товаров для дома, в комплексе также произошли глобальные изменения. Здесь открылся флагманский проект Дятьково, площадь которого довольно большая – 806 кв. м. В этом гипермаркете, расположенном на пространстве торгового центра, можно купить все необходимо для обустройства своего жилища. Также открыт еще один крупный магазин под названием Kristy Home площадью 570 кв. м. Это региональный проект, который только развивается.
«Перед тем как открыть крупнейший магазин по продаже товаров для дома наши специалисты тщательно проводят анализ рынка, чтобы торговая точка не получилась убыточной. Аналитики изучают месторасположение ТЦ, представленные в нем бренды, целевую аудиторию. Торговый центр «Горизонт» отвечает всем нашим требованиям, поэтому мы с большим удовольствием открыли здесь свой магазин. Мы очень довольны сотрудничеством с руководством ТРК, надеемся, что будем работать бок о бок еще долгие годы», – рассказала О. Ткачева, директор Дятьково.
В прошлом году на базе торгово-развлекательного комплекса появилось много интересных кафе и ресторанов. Открылись заведения быстрого питания под разными франшизами. Отдельно следует отметить ресторан азиатской кухни, площадь которого составляет 700 кв. м. В нынешнем году в ТЦ появился уникальный проект Gutendorf, где подают вкуснейшие сыры от производителя.
«Азиатский ресторан SUMO Izakaya – это наш второй крупнейший проект. В нем посетители смогут отведать японские закуски, которые специально адаптированы к российскому потребителю. Сам ресторан выполнен в элегантном стиле, где комфортно и уютно. Здесь есть как традиционные суши и роллы, так и довольно интересные блюда, о которых посетители услышат впервые. В ресторане большой выбор авторских напитков», – рассказала М. Забайрачная, сотрудник азиатского ресторана.
М. Бондарь является руководителем ресторана Gutendorf. Он рассказал, что в основном будут продаваться пасты, приготовленные прямо в сырной голове.
«Это очень интересная подача, при плавке сыра применяется настоящий огонь. Для приготовления блюда используется дорогой сыр, срок вызревания которого не менее года», – добавил М. Бондарь.
Торговый комплекс не просто какой-нибудь очередной супермаркет, это целый развлекательный молодежный комплекс, который ежедневно посещают тысячи людей. В ТЦ регулярно организуются встречи клуба любителей кинематографии, осуществляется показ мод. В комплексе проводятся лекции на различные темы, некоторые шоу при участии известных блогеров. ТЦ посещают люди, которые просто хотят быть в курсе всех событий и новых тенденций в моде.
Немного о торгово-развлекательном комплексе «Горизонт»
ТРК довольно большой. Сюда приезжают на закупки сразу из нескольких регионов России, благодаря огромному выбору продукции. В ТЦ представлен ассортимент более чем от 350 зарубежных и отечественных брендов. В торгово-развлекательном центре кроме бутиков с одеждой, косметикой, аксессуарами, бытовой техникой есть кафе, рестораны, салоны сотовой связи, аптеки. Также в ТЦ предусмотрен большой элитный фитнес-центр. Это целый торговый город, где можно купить все, что угодно, даже лекарства.
В «Горизонте» есть даже косметологические кабинеты, ателье, банковские отделения, автомойка, зоны, где родители смогут отдохнуть с детьми. Кроме этого, недавно в ТРК открылся современный технологичный кинотеатр на 13 залов. В нем установлено инновационное оборудование высокого класса. Таким образом, в «Горизонте» можно не только приобрести все необходимое, но и полноценно отдохнуть.